Кажется очевидным и логичным, что фильм про советскую игру “Тетрис” должно снимать именно российское кинопроизводство (в идеале при поддержке “Фонда Кино”). Но зачем снимать кино про самую популярную компьютерную головоломку в мире? При этом популяризируя светлые умы советского союза, в особенности изобретателя Алексея Пажитнова.
Наш кино-промысел, зачастую, перенимает идеи только успешных зарубежных фантастических фильмов, снимая что-то наподобие “Защитников”. Тогда как зарубежные кинокомпании еще умеют стрелять направо и налево классными историческими фильмами про своих выдающихся ученых, изобретателей, конструкторов и их творения.
Первый шаг сделала Великобритания, поразмыслив, а не снять ли нам кино о самой популярной компьютерной игре в мире, – Тетрис, раз никто больше не хочет.
Немного про идею создания игры «Тетрис»
Алексей Пажитнов, среднестатистический советский программист, любил играть в пентамино, сверхпопулярную советскую головоломку. Она настолько пользовалась спросом, что под нее был создан регулярный раздел в журнале “Наука и жизнь”.
В один момент, к Алексею пришло озарение, он посмотрел на пентамино и увидел нечто совершенно новое – бесконечную и динамичную головоломку (да, Тетрис игра, которая не имеет конца).
Конечно, с советскими технологиями, создать такую игру было сложно, особенно не имея в вычислительной технике базовой видеокарты. Но программист имел гибкий ум. Вместо цветных квадратиков он использовал комбинации квадратных скобок. Эта механика была наглядно проиллюстрирована в фильме “Тетрис”.
Что было после создания игры, можно посмотреть в сюжете киноленты “Тетрис”, и какое влияние она оказала на всю игровую индустрию.
Сюжет фильма «Тетрис»
Кино с первых кадров подражает айдентике игры, вступление проиллюстрировано анимацией из “кирпичей” тетриса, плавно переходящих в художественные кадры. Само кино разделено на несколько глав, заставки у которых также отдают дань динамике игры.
Главным действующим лицом выступает далеко не сам изобретатель Тетриса (а вот снимали бы в России может был бы и он). Им выступил предприимчивый, как Соул Гудман из сериала “Во все тяжкие”, гейм-дизайнер Хэнк Роджерс. На одной из игровых выставок Хэнк пытается продвинуть безуспешную игру своего издательства. Бродя по рядам игрового хаусхолда он замечает у конкурентов то, что изменит его жизнь навсегда – ту самую игру “Тетрис”.
Роджерс понимает насколько эта игра завлекающая, что это прорыв в игровой индустрии, и собственно он хочет заполучить лицензию на ее издательство. Весь сюжет фильма можно обозначить, как одна “Большая сделка”. Но как она показана… Какими актерскими образами и стилистическими приемами режиссеры и сценаристы смогли привязать к экрану зрителей – на это стоит посмотреть!
В зрителя бросают обаяние и неуклонность Хэнка Роджерса, которого безупречно отыграл Тэрон Эджертон. Затем в контраст подкидывают спокойного и задумчивого Алексея Пажитнова, его отыграл наш русский актер – Никита Ефремов. А сверху приправляют, чересчур стильным, Советским союзом. Назвать это клюквой язык не поворачивается, уж больно выразительно и гиперреалистично создатели фильма прописали то самое место и время действия, что это становится даже изюминкой. Хорошо и то, что много российских актеров играет в фильме, и мы слышим с экранов нашу родную русскую речь.
В фильме отдельно можно выделить структуру КГБ. Ох как же это гротескно вышло. Так и вспоминается строчка “черные фары у соседских ворот” из песни ДДТ “Родина”.
Кажется, что Игорь Грабузов отыгрывает всех своих внутренних монстров. А как показали слежку за всем и вся, прям наглядная киноадаптация романа Джорджа Оруэлла “1984”, но только про Советский союз (кстати, игра тетрис вышла также в 1984 году).
А какая динамическая погоня к концу фильма разворачивается, когда ВАЗ в заносе стирает известь со со стен домов, при этом хаотично превращаясь в кубики “тетриса” нарисованные в манере заставок фильма.
Обойдемся без спойлеров, фильм “Тетрис”, хоть и по хронометражу длинный, немного скучный к середине, но смотреть его однозначно стоит, хотя бы для того, чтобы понять конечную идею. Насколько сам пазл сюжета сложился – это уже другой вопрос, и каким бы он был, если фильм все же снимало российское кинопроизводство.